zomerzon: (Default)
[personal profile] zomerzon
Я уж было собралась объявить свой журнал «M&M-free zone», да поленилась, и правильно сделала. Ибо накипело после вчерашней серии, когда появились, наконец, заглавные герои. Понимаете, роман-то я в последний раз еще в институте перечитывала — и, кажется, тогда я его восприняла в относительной полноте. В первый раз я его читала в довольно нежном возрасте как «готический роман» — ну черти там, ведьмы, вампиры, волшебный кот… При следующем прочтении я заметила любовную линию, при третьем — сатиру, а при четвертом — Понтия Пилата и окрестности. Казалось бы, чего же боле? Но вот теперь, просматривая сериал, — от последнего прочтения романа меня отделяет много лет, много бед, много книг, — я обнаружила, что мое отношение как раз к заглавным героям изменилось на диаметрально противоположное. Если раньше Мастер казался мне воплощением Творчества, а Маргарита — воплощением Любви, то теперь я вижу двух, в общем-то, бесящихся с жиру людей, которые переживают первое столкновение с реальной жизнью (странно, кстати, — если Маргариту от реальности оберегал богатый муж — и что с ним станет через считанные годы после описываемых событий? — то Мастер, в принципе, должен был бы знать, почем фунт лиха). В конце 20-х — в начале 30-х годов пытаться издать роман о Понтии Пилате — это вообще кем надо быть? Да и критика в газетах была не такой уж убийственной по тем временам — зловещих слов «группка» и «школка» (см. мемуары Чуковской) там точно не было; то есть статьи ругательные, но все же не расстрельные. Впечатление какой-то неимоверной инфантильности главных героев закрепилось после реплики о том, что после окончания романа им нечем было себя занять, и они «жили тем», что сидели у камина и смотрели на огонь. Что-то смутно знакомое по околоэгладорской тусовке мне в этом привиделось, честное слово.
Да и роман… Я, даже ни разу не будучи христианкой, поразилась, насколько Иешуа — не Иисус. Не очень хорошо помню первоисточник, но ведь последний попал к Пилату, уже окончательно выяснив для себя вопрос о чаше, верно? А этот хипповский гуру, которого убедительно сыграл актер Безруков, явно надеялся на то, что Пилат его сейчас, что называется, «отмажет». Нет, правда, когда я смотрела этот эпизод в сериале, в голове у меня вертелась песня М. Науменко про «гуру из Бобруйска» («приколись, Бивис, он сказал Бобруйск!»), в особенности вот такие строчки: «… он выпустил приказ — всем всех любить, носить цветы, усы и бороду, и хаер подлинней, а на войну ни в коем разе не ходить» (там это говорилось о Будде, но ведь как подходит!).
В общем, экспромт к случаю:
Написал графоман
Про Пилата роман
И пристроить не может в издательство —
Как такое стерпеть издевательство!

Date: 2005-12-22 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] odalizka.livejournal.com
ты просто гений :) ни убавить, ни прибавить.

Date: 2005-12-22 09:49 am (UTC)

Date: 2005-12-22 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] feruza.livejournal.com
вчера думала примерно про то же самое...
То есть пустая жизнь Маргариты Николаевны - подразумевается, что это ее муж, который ее кормит и одевает в бархат и шелк, - виноват?
Отчего-то она продолжала кушать и одеваться и ... Что ее держало у мужа, если такая любовь?
ДЕтей нет - иди люби...


И о Безрукове. Ага-ага, он так удивленно оглянулся на ЛАврова, когда его все же повели в итоге. Мол, ты че, вроде договорились же?...

Date: 2005-12-22 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] domi-nic.livejournal.com
А вот у меня с подачи друзей завелась ссылка, где автор считает, что Мастер — это вовсе Максим Горький. Ну и так далее. Хочешь? Но там много и язык какой-то нечеловеческий...

Date: 2005-12-22 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] o-makakov.livejournal.com
Иешуа - не Иисус, это совершенно правильно и это по Булгакову, у Булгакова и не имелась в виду евангельская история. Он ведь был сыном профессора богословия и многое из того, что совершенно неизвестно нам по невежеству и многолетнему атеизму - отлично знал. А про роман, Вы, наверное, знаете, что Булгаков надеялся опубликовать М&М (при жизни, разумеется). Роман о Пилате, боге и дьяволе. Об этом можно почитать в дневниках его жены Е.С.

Date: 2005-12-22 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tigra-polosatay.livejournal.com
Прочла твой пост. Не согласилась. А потом решила перечитать роман.
Я его впервые прочла в 18, и увидела все - а особенно, Любовь.
Ушла перечитывать :)
ПыСы. С комментариями тоже пока не согласна :)

Date: 2005-12-22 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] garry-shane.livejournal.com
Ну, я у себя в жж высказывался уже. Не смотрю. И читать желания не возникает тоже. Первый раз начинал еще в школе, бросил, потом уже лет в 20 прочел на одном дыхании. Но ведь ни фига же не помню! А ведь если книга западает в душу, ее можно прочитать однажды и цитировать с точностью до буквы до конца жизни.
Вообще, здорово пишешь, молодец!

Date: 2005-12-22 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] serrg.livejournal.com
Да, вся сцена с Пилатом провалена от и до, и обоими актерами. Даже хуже примитива "Страстей Христовых", смотреть неприятно. А это одна из самых лучших и ключевых линий в романе, привлекавших меня лично больше всего. Очень жалко.
А что касается сцен Мастера и М., то впечатление (бездельники) ты правильно описала, но это заслуга режиссера - от романа у меня такого чувства не было. От этих картинок было ощущение, что наткнулся на какой-нибудь мыльный телесериал от СТС.
А остальное, например, сцена Варьете, действия в Доме - помойму, хорошо получились. И замечательные роли есть (некоторые :) ).

Date: 2005-12-23 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] nanashi-mern.livejournal.com
Сурова ты, подруга. Но до конца согласиться не могу. Вот "Доктор Живаго" меня в свое время пробесил именно замечательной интеллигентской привычкой положительных героев сидеть на жопе (sorry for my french), вести красивые беседы о судьбах цивилизации и ни черта не делать.

Re: :)

Date: 2005-12-23 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Спасибо за ссылку, статья очень интересная. Насчет "неподошедших" Маргарит: мне-то всегда казалось, что все, за исключением главной героини, были недостаточно хороши для этой роли; Ваша интрепретация мне нравится гораздо больше.

Date: 2005-12-23 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
*тут должен стоять смайлик, изображающий не совсем искреннее смущение*

Date: 2005-12-23 07:53 am (UTC)

Date: 2005-12-23 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
***Ага-ага, он так удивленно оглянулся на Лаврова, когда его все же повели в итоге. Мол, ты че, вроде договорились же?...***
"..этот взгляд все может выразить так чудно..."

Date: 2005-12-23 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Давай-давай! Хотя версия, кажется, притянута за уши.

Date: 2005-12-23 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Дневники Елены Булгаковой я пока не прочитала, только собираюсь. И честно сознаюсь, что историю создания романа я не знаю. Почему-то у меня была железная уверенность, что Булгаков писал роман в стол.
Ну и как, опубликовал он его?

Date: 2005-12-23 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
За "молодца" спасибо.
По-моему, не смотря сериал, ты ничего не теряешь. В нем чего-то неуловимого не хватает - и все, хоть ты тресни.
Да и "M&M" явно не самый шедевральный роман Булгакова. Наша институтская преподавательница русской литературы даже высказывалась в том смысле, что она презирает тех, кто предпочитает "M&M" "Белой гвардии".

Date: 2005-12-23 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Вчера папа приехал - как раз к началу очередной серии из аэропорта добрался. Так вот, посмотрев на эту "пилатчину", он сказал, что тут начисто отсутствует правильный дух. Вот если б был - все огрехи можно было бы простить, а так и затеваться не стоило.

Date: 2005-12-23 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Сурова, да, есть такое дело :) "Живаго" у меня вообще как-то не отложился (с Пастернаком у меня вообще как-то не складывается, не мой автор).

Date: 2005-12-23 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Не согласна - полемизируй (если охота, конечно)!
В 18 лет любовь бросается в глаза со страшной силой. Я ее там увидела чуть раньше, лет в шестнадцать. Интересно, как ты теперь воспримешь роман.

Date: 2005-12-23 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] tigra-polosatay.livejournal.com
Перечитала. Тоска зеленая.
Старею, старею... :(

Date: 2005-12-23 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Не пошлО, значит?

Date: 2005-12-23 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] o-makakov.livejournal.com
Конечно, нет, вы же знаете. Но надежда такая была у него, точнее иногда появлялась.

Date: 2005-12-24 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] tigra-polosatay.livejournal.com
Аппсалютна!
*старость - не радость*

Date: 2005-12-24 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com
Ну вот и я говорю - с публикацией и затеваться не стоило.
Потом, я не знаю, что именно Булгаков вкладывал в образ Мастера - может, в этом персонаже он воплощал идею творчества. Но ведь читатель имеет право на собственное восприятие (а как иначе?) - и я увидела в Мастере то, что увидела.